В последнее время жильцам активно предлагается весь спектр услуг по обслуживанию пластиковых окон, замене проводки, фильтров и т. д. Многие почему-то посчитали столь настойчивое навязывание подобных услуг действиями неправомерного характера. Особенно эмоциональные эпитеты в адрес коммунальных помощников оставляли те, кто на услугу согласился, но ожидаемого результата не получил. Тем временем из услуг по капремонту дома замена окон, проводки и многое другое давным-давно исключены, хотя, безусловно, все требует ремонта. Поэтому на рынок ЖКУ неспешными, но твердыми шагами приходит частник. Хорошо это или плохо? Разберемся.
Так уж устроен наш человек: к доктору не пойдет, пока не заболит, не отремонтирует, пока не сломается. В общем, пока жареный петух не клюнет, беззаботный житель многоэтажки вряд ли задумается о необходимости, например, прочистки стояка, замене проводки, чистке оконной гарнитуры. А житель Беларуси, привыкший к государству-опекуну, и подавно. Какой уж тут спрос?
Если к вам в квартиру пришел установщик фильтров для воды, предоставив документы, взяв замеры и обосновав необходимость установки именно в вашей квартире фильтра, а вы, согласившись, оплатили услугу, могут ли быть какие-то к кому-то претензии? Видимо, лишь к самому себе из-за недостатка знаний в области химии или банального нежелания проверить воду в организации, прямым образом на то уполномоченную и не ставящую целью что-либо вам продать. Но в последнее время предложений стало так много, а определения «мастер», «технический осмотр», «техническое обслуживание», «угроза залития» стали использоваться так часто, что потребитель просто теряется: услуга обязательна или это лишь предложение, рекомендация?
Одно из последних предложений подобного рода, попавшееся на глаза, касалось замены проводки. Частный предприниматель предлагал заменить жителям за их счет и по их согласию электрическую проводку, при этом в начале объявления были даны ссылки на законодательные акты, регламентирующие ответственность граждан в случае возникновения пожаров, приводилась статистика этих самых пожаров за последний год, а в конце настоятельно предлагалось неисправную проводку заменить в связи с тем, что именно она зачастую является носителем потенциальной пожарной опасности. Реквизиты и данные также были указаны.
— Назвать подобные предложения неправомерными невозможно, — говорит начальник управления по работе с обращениями граждан и СМИ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Акстилович. — В данном случае эта услуга по надлежащему содержанию жилья прописана в Жилищном кодексе. Такие услуги должны быть на рынке, особенно сегодня, когда ЖЭСы сокращают количество платных бытовых услуг. Но плохо, если подобные услуги навязываются. И совсем недопустимо, когда частник, манипулируя терминами, представляясь сотрудником ЖЭС или других жилищно-коммунальных предприятий, требует допуска в квартиру без предоставления соответствующих документов и настаивает на необходимости проведения каких-либо работ.
Однако следует понимать, что внутриквартирная площадь — это собственность жильцов и зона их полной ответственности. Именно они вправе выбирать организацию, которая будет оказывать им услугу. Это может быть ЖЭС, а может быть частная структура. Более того, ЖЭС сегодня по большому счету занимается только коробкой здания — сети, кровля и т. д. Конечно, он оказывает дополнительные платные бытовые услуги, но для него гораздо важнее, например, чтобы в вашей квартире была вода, а о работе крана должен заботиться прежде всего сам потребитель.